Смысл «закона подобия» в гомеопатии — вопросы и ответы, все о гомеопатии

Во Вселенной существует закон, который гласит, что все, что происходит в этом мире, имеет свою причину.  Если что-то существует, то это имеет причину, по которой это возникло, и свои последствия. Энергия не возникает из ниоткуда, и не исчезает в никуда, она переходит из одной формы в другую.

Этот закон называется законом сохранения энергии, или первым законом термодинамики. Его мы изучали, когда были детьми на физике, его мы вспоминали на уроках химии. На самом деле этот закон можно применить в любой сфере деятельности. И он же применим, когда мы изучаем процессы, происходящие в организме человека. Этим законом также оперирует гомеопатия.

Смысл «Закона Подобия» в Гомеопатии - все о гомеопатии

Давайте рассмотрим, что происходит в процессе традиционного лечения.

Ребенок болеет частыми простудами. Несколько эпизодов простуд, пролеченных традиционными средствами, и у него появляется бронхит, потом появляется астматический компонент. Пролечили бронхит, через некоторое время появляются боли в суставах и развивается артрит.

То есть болезнь не исчезает, а проявляется в других формах и других системах организма, так как причина болезни находиться в глубине тела в форме энергии. Проявление этой энергии может переходить с менее важной на более важную систему организма, если болезнь подавляется или прогрессирует, или в обратном направлении, если идет процесс излечения.

Или другой пример: женщина страдает от головных болей и периодических эпизодов повышения артериального давления. После нескольких курсов лечения у нее появляются боли в желудке, отрыжка, изжога, пища не усваивается, развиваются все симптомы воспаления желудочно-кишечного тракта.

Ей выставляют длинный диагноз: дискинезия желчевыводящих путей, катаральный гастрит, рефлюкс-эзофагит, дуоденит, панкреатит. Находят Геликобактер пилори, и с большим рвением принимаются лечить эту систему. Через некоторое время симптомы со стороны желудка уменьшаются, сглаживаются. Врачи чувствуют удовлетворение от успешно проделанной работы.

Но пациентка начинает ощущать слабость, вялость, депрессию, нежелание работать, отсутствие сил даже на элементарную работу по дому, появились нарушения памяти. Внешне это не связанные вещи: как связаны гастрит и депрессия, скажете вы? Но на самом деле это признак того, что симптомы на самом деле никуда не исчезли, они остались, но перешли на более глубокие уровни бытия пациентки.

И на самом деле те симптомы, которые появились, куда более тревожные, чем то, что у нее было до этого. Для чего я это рассказываю, зачем?

История и принципы

Дело в том, что в классической гомеопатии существует теория подавления, которую очень важно знать не только самим врачам-гомеопатам, но и тем, кто планирует излечить свои недуги при помощи гомеопатии. Благодаря этим знаниям мы ориентируемся в том, в каком направлении продвигается процесс лечения.

Но это важно знать и любому «врачу-традиционнику», и самим пациентам, которые лечатся. Ведь очень часто они думают, ну, пролечили горло, удалили миндалины, теперь нужно лечить бронхи, а теперь пора лечить нервную систему, думая, что это отдельные заболевания.

Или пролечили кожу, теперь пора идти к гинекологу лечить нарушения менструального цикла, а потом идти к невропатологу лечить мигрень. На самом деле это — один-единственный болезненный процесс, который мигрирует из одной системы организма в другую, или углубляется внутрь.

И пациенты также мигрируют из одной клиники в другую, от одного узкого специалиста к другому. Гомеопатия утверждает, что на самом деле нужно лечить пациента в целом, а не по частям.

Эту теорию подавления открыл один из первых учеников Самуила Ганемана, основоположника гомеопатии, доктор Константин Геринг (1800-1880). В связи с упоминанием имени этого человека, мне хочется вкратце рассказать его историю. Это был один из серьезных и авторитетных врачей традиционной медицины своего времени.

Он не знал об открытиях Ганемана и появлении нового мышления в медицине. В то время, когда Ганеман опубликовал свои открытия, у него появились и последователи и, конечно же, были и критики его теории.

Так вот, эти критики пригласили Константина Геринга, ученого человека, для того, чтобы он опроверг результаты исследований Ганемана, опроверг действие недавно открытого закона подобия.

Он с рвением, присущим ученому, начал изучение работ Ганемана с целью доказать несостоятельность нового учения, но, изучив все, сам стал приверженцем гомеопатии, учеником Ганемана, и стал лечить людей гомеопатическим методом. Впоследствии он вывел закон, который получил его имя — закон Геринга о динамике лечебного процесса. Это открытие гласит, что излечение происходит и должно происходить с исчезновением симптомов в следующих направлениях:

  • сверху вниз,
  • изнутри наружу,
  • от центра к периферии,
  • от более важных органов и систем к менее важным,
  • от позднее возникших симптомов к тем, что были ранее.

Например, ребенка лечили от простуд, после этого у него появились бронхиты. То есть болезненный процесс передвинулся в более глубокие уровни дыхательной системы. Потом появились энтероколиты. После того, как пролечили их, у ребенка появился нейродермит на коже или атопический дерматит.

То есть болезненный процесс не ушел, он плавно переходит из одной системы органов в другую.

И задача врача состоит в том, чтобы не рассматривать эти процессы в отдельности, а смотреть на проблему в целом и понять, какое же именно энергетическое нарушение спровоцировало все эти болезненные процессы, подобрать ему конституциональное лекарство, которое подтолкнет жизненную силу к выздоровлению.

Результатом успешного лечения будет поворот болезненного процесса в обратном направлении: сначала улучшится кожа, потом у ребенка должны возобновиться  энтероколиты, в меньшей интенсивности, но они должны проиграться. Затем появятся простудные заболевания.

То есть симптомы не исчезают в неизвестном направлении, они должны уйти изнутри наружу. Одним из неприятных моментов, происходящих в подавлении, является перенос энергетического нарушения на  эмоциональное или ментальное тело человека.

В результате этого могут развиться депрессия, апатия, деструктивные тенденции, аутизм и другие психопатологии. Или просто лень и нежелание действовать. Всего существует 7 уровней подавления. Я не буду описывать их здесь.

Интересующимся более подробной информацией советую почитать книгу доктора Прафулла Виджейкара «Прогнозирующая гомеопатия. Теория подавления». Ее можно найти в Интернете.

Таким образом, независимо от метода лечения, гомеопатия ли это или любой другой метод лечения, возможны два варианта течения болезни:

  1. Когда болезнь переходит из поверхностных уровней и систем в более глубокие, значит, происходит подавление, прогрессирование болезни. Помимо появления новых симптомов или утяжеления старых, это обязательно сопровождается тем, что у человека появляется слабость, уменьшается активность и бодрость. Чтобы выполнять обычные повседневные дела, человеку нужно делать большие усилия над собой. И затрагиваются более глубокие и важные органы и системы. Это опасные признаки! Нужно срочно менять тактику лечения!
  2. Когда болезненный процесс переходит из более глубоких уровней на поверхностные, значит, происходит выздоровление. Даже если симптомы еще остаются, пациент может ощущать, что у него уменьшилась слабость, появляется  бодрость, активность, хорошее настроение, энтузиазм, способность справляться с элементарными повседневными делами. Это первые признаки выздоровления, и значит, что выздоровление становится объективной реальностью.

Здесь мне хочется подчеркнуть, что подавление болезни может происходить не только при традиционном подходе к лечению, но и в результате применения гомеопатических лекарств, при условии, если врач подбирает гомеопатическое лекарство только с целью воздействия на симптом, не оценивая состояния пациента в целом, или когда пациенту назначаются сразу несколько гомеопатических лекарств одновременно. А это есть симптоматическая гомеопатия, здесь тоже может быть подавление.

Симптоматическую гомеопатию можно применять только как возможность отойти от больших доз химических препаратов, с обязательным последующим поиском конституционального лекарства.

При назначении глубокого гомеопатического лекарства по закону подобия у человека активизируется жизненная сила, которая стимулирует иммунную систему организма, и организм  сам справляется с болезненным процессом, постепенно выталкивая его изнутри наружу.

Источник: https://balausa-kz.com/o-gomeopatii/gomeopatiya/item/8-gomeopatiya-teoriya-podavleniya

Медицинские беседы. Чичагов Леонид Михайлович (митрополит Серафим)

Теперь приступим к ответу на возражения противников гомеопатии, и прошу разрешения здесь высказать уже мое личное мнение, так как мне думается, что объяснение закона подобия, в котором я твердо убедился на опыте, вовсе не так трудно.

Мне кажется особенно забавным тот факт, что аллопатия отвергает закон подобия только в спорах с гомеопатией, а на деле, в практике, пользуется им как нельзя более лучше и кстати. Я полагаю, что этот спор принял бы совершенно другой характер, если несколько изменить исходную точку или начальный вопрос. Постараюсь это выяснить и объяснить проще.

  • Если спросить тех же оппонентов-аллопатов: все ли средства или лекарства действуют одинаково в больших и малых дозах? То несомненно они нам ответят, что «нет, многие вещества, смотря по величине приемов (или дозе), имеют совершенно противоположные физиолого-терапевтические действия», т. е.это значит, что есть такие, например, слабительные средства, которые требуют для желаемого действия больших доз, и если их ввести в организм в минимальном количестве, то получится противоположное действие.
  • Также существуют такие рвотные средства, как, например, известная всем ипекакуана, которые обладают свойством производить рвоту при приеме больших доз и останавливать рвоту при приеме малых доз. Аллопатия ныне употребляет ипекакуану в обоих случаях.
  • Если она не испытывала никогда слабительных средств в малых дозах для производства обратного действия, то это не дает право аллопатии отвергать возможность такого действия, при признании, что многие вещества, смотря по величине приемов, имеют совершенно противоположные физиолого-терапевтические действия.
  • Гомеопатия лишь свидетельствует, что ею были произведены такие опыты и получились прекрасные результаты. Например, сабур всем известен, как слабительное, он действует только на толстые кишки и в особенности на прямую, где он возбуждает действие мышечного слоя более, чем выделения слизистой оболочки и т. д.
  • Испытания гомеопатов подтвердили это во всех подробностях, и потому новая школа употребляет сабур, главным образом, при лечении геморроидальных и натужного поносов. Таким образом, сабур принадлежать к таким средствам, которые подходят под вышеприведенный закон, но аллопаты не испытали его в обратном действии.
  • Наконец, если сообразить, как обе системы лечат этим средством, то нельзя не прийти к заключению, что сабур, излечивая две противоположные болезни, оправдывает справедливость аллопатического принципа и гомеопатического закона.
Читайте также:  Трещины в уголках губ - чем лечить "заеды", все о гомеопатии

Аллопат при запоре прописывает сабур в больших дозах, чтобы произвести противоположное действие болезни, а гомеопат, зная, что это действие зависит только от величины дозы, а средство обладает еще свойством укреплять желудок или кишки в малых дозах, избирает для лечения — понос, подобную болезнь, но для этого действует не проносными, а укрепляющими, т. е. противоположными дозами или средством, приготовленным так, что оно способно действовать противоположно болезни (поносу).

Преимущество гомеопата в данном случае потому велико, что он знает, от какого поноса надо давать сабур, ибо родов поноса множество (и именно от такого, какой производит сабур), а аллопат без всякой руководящей причины лечит сабуром запор, не разбирая, от чего он происходит и какого он рода.

Словом, я хочу сказать, что в сущности ни аллопат, ни гомеопат не обходятся без применения на практике обоих принципов, а потому для меня всегда весьма дико слушать их споры.. Возьмем для примера еще раз корень ипекакуаны.

Аллопат, находя необходимым при известной болезни дать рвотное, а необходимость эта рождается у него в голове из предположения, основанного лишь на здравом смысле, прописывает ипекакуану. Действие её в данном случае, конечно, противоположное болезни.

Гомеопат говорить: «я отказываюсь действовать на основании предположения и здравого смысла, при которых возможны большей частью одни ошибки; медицина — наука слишком серьезная, чтобы она не имела более строгого закона, а потому я не хочу лечить болезнь, сущность которой мне неизвестна, наугад ипекакуаной.

Мои испытания ипекакуаны мне показывают, что обыкновенным последствием употребления у человека больших доз бывает усиленная выработка желудочной слизи, катарральное состояние желудка, а потому я предпочитаю этим средством в малых дозах прекращать рвоты, но не производить их. Из опытов мы знаем, что рвота от ипекакуаны подобна рвоте во время беременности, кормления грудью и менструации, при хроническом алкоголизме и простом расслаблении, когда употребление её и показуется; непригодна же она при рвоте молоком у новорожденных, при рвоте у истеричных и вследствие страдания мозга. Следовательно, гомеопаты выбирают лекарство на основании закона подобия. Осуждают же они товарищей аллопатов потому, что те не руководствуются никаким законом и действуют самопроизвольно. Но за выбором следует еще действие, т. е. та же ипекакуана превращается известным приготовлением в средство, противодействующее болезни, но никак не способствующее ей. Значит закон подобия неразлучно связан с применением минимальных доз и свойствами самого средства. Все это так просто и понятно, как нельзя более. Можно только удивляться, что люди науки, называющие себя аллопатами, до сих пор не видят, что гомеопатия основана на законе величайшего значения. Скажем словами профессора Тарханова, предполагающего, что такой закон, кроме своей теоретической важности, имеет еще громадное практическое значение, ибо гомеопатам не приходится ощупью и чисто эмпирически подыскивать средства для борьбы с разными формами болезней, а руководствуясь законом, они вполне сознательно и научно приводят в систему лекарственные агенты против определенных болезней. Закон подобия служит в этом деле руководящим рулем.

Напрасно господа аллопаты уверяют публику, что все основы гомеопатии не доступны теоретическому и практическому пониманию. Я вам наглядно докажу, господа, что это лишь фраза. Теоретически аллопаты просто не дошли до этого закона, но практически ежедневно его применяют. Существование закона подобия они ищут не так и не там, где следует.

  • Никто из образованных и интеллигентных людей не оспаривает законов биологии и борьбы разнородных, противоположных элементов в жизни. Гомеопатия сама научила аллопатию обращать внимание на гигиену, диетику и самоисцеляющую силу природы, которая самостоятельно борется против болезни; следовательно, ее нельзя упрекать в незнании законов биологии.
  • Напрасно думают, что гомеопаты так неразвиты и недальнозорки, что берут за основу, будто в больном организме две причины одинаково вызывают один и тот же процесс или что сумма влияний, т. е. увеличение влияния, ведет к устранению болезненного процесса.
  • С другой стороны, я не могу не пожалеть, что гомеопаты в своих спорах обставляют свой закон столь туманными картинами для аллопатов, не имеющих представления о первичном и вторичном действии лекарства, что даже такая простая истина, как закон подобия, становится для них непонятною.
  • Если бы гомеопаты прямо объясняли, что они руководятся законом подобия, дающим им ясную картину лекарственной болезни и её симптомов, но лечение этой болезни тем же средством возможно только тогда, когда оно обладает при уменьшении дозы противоположным действием, то, мне кажется, каждый бы понял их, так как физиолого-терапевтический закон всем известен.
  • Преимущество гомеопатии над аллопатией от этого только бы возросло. Вступая в спор, надо несколько прилаживаться к способу мышления спорящего и к его познаниям.

Тогда бы и профессор Тарханов, как мне кажется, не находил бы, что единственная возможность выйти из затруднения и понять закон подобия — это признать, что введением в тело лекарственного вещества, усиливающего в первое время болезнь, усиливается в то же время, и притом в несравненно больших размерах, и естественная реакция организма против болезни, и последний, благодаря этому, выходит из неё победителем. «Нам известен — говорить он далее — яд кураре, который после введения в тело животных вызывает у них паралич всех произвольных движений, благодаря парализующему действию этого яда на окончания двигательных нервов в мышцах. Может ли этот же кураре в каких-либо дозах вызывать что-либо другое кроме паралича и способен ли яд этот в случаях развившегося от чего-либо паралича устранить этот последний, при употреблении его в минимальных или каких-либо других дозах? Ответа на этот вопрос путем точного эксперимента гомеопатия не дает, а между тем едва ли можно сомневаться в том, что введение кураре в разбитый параличом организм животного может только усугубить его болезненное состояние».

Мои собеседники помнят, что профессор Тарханов признался в неимении понятия о гомеопатии, и это видно в данном случае. Стоит прочесть страницу 523 из руководства к фармакодинамике Юза, чтобы ознакомиться с действием кураре. Индийский яд для стрел, называемый кураре, применяется гомеопатами на практике. Они употребляют спиртной раствор.

Сведения об отравляющем действии кураре собраны д. Carfrae в 4-ом томе Annals. Случаи его целебного действия напечатаны г. Фриманом. По мнению гомеопатов, кураре действует непосредственно на двигательную часть нервной системы, парализуя ее, начиная от периферий к центру. Его совершенно естественно попробовали при столбняке, но без успеха.

С другой стороны, пытались применить его при лечении паралича. Относительно этого есть наблюдения Фримана.

Он таким образом специфирует случаи, где он может быть полезным:

  1. паралич частей, снабженных двигательными черепными нервами, с отсутствием болей;
  2. односторонний паралич после апоплексии;
  3. паралич вследствие механического повреждения;
  4. класс болезней, причисляемых к нервной слабости;
  5. старческая слабость;
  6. слабость после изнурительных болезней.

По мнению Юза, гораздо удовлетворительнее его действие при параличе, называемом нервною слабостью, и притом, который бывает результатом продолжительного кормления грудью или изнурительных болезней. Клод Бернар утверждает, что кураре парализует сосудодвигательные, также как и мышце-двигательные, нервы. На всемирной конвенции в Филадельфии д.

Pitet, из Парижа, представил записку о кураре, содержащую несколько новых наблюдений над его терапевтическим действием. Она содержит случаи его поразительного действия на некоторые формы паралитической одышки. Может быть кураре еще недостаточно испытано гомеопатами, но во всяком случае можно сказать, что это средство, смотря по величине дозы, имеет совершенно противоположные физиолого-терапевтические действия.

Далее профессор Тарханов говорить о стрихнине. Это яд, возбуждающий страшные судороги, как в малых, так и в больших дозах. «Кому же не известно — восклицает он — что введением этого вещества в организм страдающего от чего-либо судорогами и столбняком можно только ухудшить это состояние, т. е. только усилить те же болезненные припадки!» Для возражения лучше всего прочесть о целебности известной в гомеопатии Nux vomica и её главного алкалоида стрихнина. Ведь это средство испытано было еще Ганеманом и безошибочно применяется уже 100 лет. После Ганемана работал над Nux vomica знаменитый доктор Аллен.

Присоединив к наблюдениям их сведения об отравляющих действиях из обыкновенных фармакологий, из которых лучшие Перейры, Труссо и Пиду, гомеопаты получили полную картину действия Nux vomica на здоровых. Не менее полное resume её терапевтических свойств дает Гартман в своих «Практических наблюдениях».

Общее физиологическое действие «Nux vomica» выражается на спинном мозгу, или правильнее на черепо-хребетной оси, ибо хотя она и не влияет на собственно мыслительные центры, но очевидно поражает двигательные и чувствительные пути на всем их протяжении и производит состояние возбуждения и раздражительности.

В первой степени это выражается в большей чувствительности пациента к внешним влияниям света, звука, осязания и изменений температуры. Вместе с этим бывает дрожание и подергивание членов, с чувством полноты и тяжести, и некоторая неподвижность мускулов при попытках привести их в движение.

В это время внезапное впечатление на поверхность, например легкий удар по ноге, вызывает легкий конвульсивный припадок. При дальнейшем действии является настоящий столбняк. Судороги бывают от самого ничтожного возбуждения и даже самопроизвольно. В худших случаях они доводят до задушения и смерти. Судорогам часто предшествуем дрожь и ощущение как от электрических ударов.

Бывает также чувство ползания мурашек, доходящее до невыносимого зуда, начинающееся с головы и переходящее на все тело. Расстройство кровообращения в нервных центрах не воспалительно само по себе. Nux vomica не имеет влияния на мыслительные центры. Единственные явления: тоска, раздражительность, мрачность, неспособность к умственному напряжению симпатического характера. Но мозговое кровообращение показывает положительные признаки поражения и т. д.».

Источник: http://med-besedy.ru/chichagov_lm_medicinskie_besedy_tom_1/beseda_08_04.html

История и принципы

История и принципыНемецкий врач Самуил (Самуэль) Ганеманн (1755 — 1843) пользуется признанием и уважением как первооткрыватель и исследователь гомеопатии. Он хорошо знал несколько языков и в свое время, говорят, был известен как переводчик медицинской литературы.

Читайте также:  Раздражение на половых губах - ответы на основные вопросы, все о гомеопатии

Его пугали (и это неудивительно) многие жестокие медицинские процедуры, широко применявшиеся в те годы. Это была эпоха так называемых героических мер, которые усугубляли страдания больных.

Доктора часто прописывали кровопускание, банки, слабительное и рвотное, и во многих случаях эти средства, вне всякого сомнения, не только не спасали больного от смерти, но и сводили его в могилу.

К примеру, бесконечные кровопускания, предписанные врачами, явно ускорили кончину Джорджа Вашингтона, умершего от тяжелой инфекции дыхательных путей.

В 1789 году, переводя учебник по медицине шотландского врача Уильяма Каллена, Ганеманн не согласился с утверждением автора, что хорошо изученное действие коры цинхоны — хинного дерева — при лечении малярии является следствием ее резкого горького вкуса.

Если это так, почему еще более горькие вещества не обладают большей эффективностью при лечении малярии? Ганеманн сам неоднократно принимал большие дозы коры цинхоны и описал повторяющиеся симптомы: лихорадку, общую слабость, потливость и озноб, -сходные с симптомами малярии. Это наблюдение навело его на мысль о том, что вещество, которое в больших дозах вызывает определенные симптомы, в малых дозах может их устранить. (Впоследствии оказалось, что и Каллен, и Ганеман одинаково ошибались. Кора цинхоны помогала больным лишь потому, что в ней содержится вещество хинин, эффективность которого при лечении малярии общепризнана).

  • Ганеманн проводил аналогичные эксперименты с самыми разными веществами, используя в качестве подопытных самого себя, свою семью, своих друзей и студентов, и тщательно фиксировал на бумаге все проявляющиеся у них симптомы.
  • Он назвал этот процесс «испытанием», а составленный таким образом каталог веществ и связанных с ними симптомов стал основой его фармакологии — перечня лекарственных средств, которые он прописывал пациентам.
  • Чуть ниже мы вернемся к разговору об уникальной методике Ганеманна, а сейчас достаточно сказать, что разработанная им всеобъемлющая система радикально отличалась от теории и практики того времени.
  • Ганеманн продолжал собирать свои наблюдения и в 1810 году выпустил первое издание своего magnum opus, «Органон врачебного искусства». До его смерти в 1843 году книга была переиздана четыре раза, поскольку автор продолжал «испытывать» новые вещества и оказывать помощь все более широкому кругу пациентов.
  • Система, которую Ганеманн создал и назвал «гомеопатией» (от греческих слов, означающих «подобный» и «страдание»), привилась в Европе и нашла радушный прием в Америке. По обе стороны Атлантики ее признали королевские семьи (в том числе и британская — в 1830 году) и выдающиеся деятели политики и искусства.

В Европе приверженцами гомеопатии считались Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей, Иоганн Вольфганг фон Гёте и Бенжамин Дизраэли, в то время как Натаниэль Хоторн, Генри Уодсворт Лонгфелло, Хорас Грили, Уильям Сьюард, Гарриет Бичер-Стоу, Дэниел Вебстер и Джон Д. Рокфеллер с энтузиазмом пропагандировали ее в Америке.

С другой стороны, в 1843 году Оливер Уэнделл Холмс написал по поводу гомеопатии обстоятельную и едкую критическую статью. К концу XIX века Соединенные Штаты могли похвалиться уже двадцатью двумя гомеопатическими медицинскими школами, сотней гомеопатических больниц и тысячей гомеопатических аптек.

Неудивительно, что многие светила медицины Европы и Америки скептически смотрели на Ганеманна с его идеями. В конце XIX — начале XX века еще не оперившаяся Американская медицинская ассоциация прибегала к принудительным мерам, таким как «статьи о консультациях», чтобы предотвратить сотрудничество своих членов с гомеопатами и другими «нерегулярными» целителями.

Современные гомеопаты, как правило, объясняют сопротивление традиционных врачей политическими и экономическими факторами, и эти факторы действительно повлияли на решение вопроса в не меньшей (если не большей) степени, нежели чисто научные возражения.

Многие пациенты выяснили, что гомеопатические лекарства зачастую действуют слабее, чем их обыкновенные аналоги, и, возможно, прибегают к этой альтернативе из чистого самосохранения или просто во избежание дискомфорта.

Следует отдать гомеопатии должное — приготовляя и распространяя нейтральные вещества, порождая в людях позитивные ожидания и не позволяя многим пациентам прибегнуть к лечению, которое бы им только навредило, врачи-гомеопаты спасли много жизней, особенно в XIX и начале XX века.

Поскольку значительная доля смертей ежегодно связана с побочными реакциями на лекарства, сегодняшние гомеопаты скажут, что они и по сей день спасают жизни. Но важно отметить, что спасительные достижения гомеопатии объясняются не столько превосходством в теории и практике, сколько простым фактом: выздороветь гораздо легче, если никто не вредит твоему здоровью.

За последние два столетия гомеопатия увеличила шансы многих людей на выздоровление.

  • Во всех прочих отношениях гомеопатия решительно не желает расставаться с XVIII веком, зациклившись на ряде учений, которые никто из приверженцев гомеопатии, похоже, не желает пересматривать. По сравнению с несгибаемым упрямством гомеопатов растущий интерес хиропрактиков к современным исследованиям (не говоря уже о желании многих из них отказаться от учения о позвоночных подвывихах как причине всех болезней) — это просто образец приспособляемости.
  • Кредо гомеопатии включает в себя такие ключевые моменты: «Similia similibus curantur» или «подобное лечится подобным».
  • Этот «закон подобия» Ганеманн считал всеохватным, ключевым и бесспорным принципом лечения. Для гомеопата оспорить эту идею — все равно, что усомниться в законе всемирного тяготения.
  • С момента легендарного первого знакомства с «корой цинхоны» и вплоть до сегодняшнего дня гомеопаты настаивают, что этому закону подчиняются все симптомы и заболевания.

Дана Улльман — один из наиболее заметных и плодовитых проповедников современной гомеопатии — дает очень простое объяснение: «Гомеопатическая медицина — натуральная фармацевтическая наука, последователи которой стремятся отыскать вещество, в избыточной дозе вызывающее симптомы, схожие с симптомами болезни, от которой страдает пациент. Когда соответствующее вещество найдено, его прописывают в очень малых, безопасных дозах, которые зачастую оказывают поразительное воздействие».

Чтобы придать вышесказанному вес в глазах современной аудитории, апологеты гомеопатии проявляют изобретательность в выборе примеров и иллюстраций.

Так, Улльман находит в своей книге Discovering Homeopathy: Medicine for the Twenty-First Century («Открытие гомеопатии: медицина для XXI века» — уже в самом этом названии легкое преувеличение) доказательства «закона подобия» в некоторых необычных сферах:

Улльман сравнивает гомеопатию с прививками, поскольку, по его словам, эта процедура также основана на принципе подобия. Но когда мы в процессе вакцинации подвергаемся воздействию частички вируса или бактерии, это вызывает хорошо изученную и измеримую реакцию иммунной системы.

Гомеопатические же лекарства, как мы скоро отметим, якобы воздействуют на «жизненную энергию». Они не оказывают единообразного, измеримого воздействия ни на одну физиологическую функцию; кроме того, они зачастую разбавлены до такой степени, что в лекарстве не остается ни единой молекулы первоначального вещества.

Любопытно то, что многие гомеопаты выступают против обычных прививок.

Улльман использует цитаты и примеры из таких разных источников, как Гиппократ, Дельфийский оракул, троянский герой Телеф и алхимик Парацельс.

Гиппократа давно почитают отцом современной медицины, поскольку он настаивал, что медицина как естественная наука должна основываться на внимательных наблюдениях (а не на суевериях) и что врачи должны вести себя этично. Нет никаких указаний на то, что он проповедовал закон подобия.

У Дельфийского оракула медицинских советов ныне уже никто не спрашивает; исцеление Телефа кусочком пронзившего его копья, — не более чем сказка из греческой мифологии; а Парацельс был приверженцем другого учения, «теории характеристик (сигнатур)», в соответствии с которой лекарство внешне похоже на орган, который оно лечит (следовательно, орхидею, имеющую форму мужского яичка, можно использовать для лечения венерических болезней). Эти примеры неубедительны.

Улльман утверждает, что традиционная медицина иногда использует принципы гомеопатии, и в качестве примера ссылается на «дигиталис от сердечных расстройств (дигиталис вызывает сердечные расстройства)».

Хотя при передозировке дигиталис действительно негативно влияет на работу сердца, то же самое можно сказать про десятки других лекарств и токсинов, которые никоим образом не используются для лечения сердечных заболеваний.

Улльман даже приводит цитаты из «Ромео и Джульетты» Шекспира и «Фауста» Гёте («…Но мы подобное подобным лечим, стопу — стопой, спинным хребтом — хребет»). Однако эти столпы мировой литературы в XXI веке не обязательно являются достоверными источниками медицинских знаний.

Мы допускаем, что эти примеры, скорее всего, должны были послужить не однозначным доказательством справедливости закона подобия, а простыми иллюстрациями того, что данная идея приходила в голову не одному только Ганеманну. Однако эти примеры в лучшем случае неудачны, а в худшем они вводят читателя в заблуждение.

И такая тенденция прослеживается не только в книге Улльмана, но и в гомеопатической литературе как таковой. Не стоит и говорить, что среди огромного числа веществ, воздействующих на человека, наверняка найдутся такие, которые в больших дозах ядовиты для того же самого органа, которому они в малых дозах идут на пользу.

Но уверенность в том, что этот феномен можно считать наивысшим принципом лечения, является уникальной чертой узкой гомеопатической традиции.

Источник: http://gomeopatiya.blogspot.com/p/blog-page_3316.html

Гомеопатия

«Гомеопатия хороша с молитвой» (Интервью в газете «Лечебные письма» 2006г.)

Более 200 лет назад немецким врачом Самуилом Ганеманом была создана новая медицина — гомеопатия, что значит «лечение подобным».

Своими удивительными принципами, необычным способом приготовления лекарств и их ничтожными дозами, излечивающими серьезные болезни, гомеопатия приобрела множество горячих сторонников и яростных противников.

Не раз она переживала трудные времена, но сохранилась и даже добилась официального признания. Об этой загадочной и действенной медицинской науке «Лечебным письмам» рассказывает врач-гомеопат И.К.Нурмеев.

Игорь Кашифович, многие считают, что гомеопатия основана на фантастических представлениях о мире, и видят в ней параллели с астрологией, алхимией, даже магией. Как же получилось, что гомеопатия отвечает потребностям сегодняшнего дня?

— Представления гомеопатии вовсе не являются фантастическими. Что же касается сравнения со средневековыми магическими науками, то не надо забывать, что главный закон гомеопатии, закон подобия, был известен испокон веков. В частности, есть два эпизода в Ветхом Завете.

В одном из них иудеи, укушенные змеями, исцелялись, глядя на изготовленного пророком Моисеем медного змея. В другом Моисей уничтожил золотого тельца, которому поклонялся народ: сжег, растер в прах, размешал в реке и воду дал пить людям — очевидно, как средство от скверны идолопоклонства.

В обоих случаях мы видим, что средство исцеления подобно болезни. Кстати, одним из направлений магии как раз и было лечение подобного подобным. Серьезный классический врач С. Ганеман исходил из конкретных наблюдений.

Впервые он увидел действие закона подобия на примере лечения малярии препаратами хины, которая в больших дозах оказывает на здорового человека такое же действие, как сама малярия, и просто сделал правильный вывод.

Гомеопатия умеет справляться и с острыми состояниями, но особенно много она дала для понимания хронических болезней. Именно с гомеопатией я связываю надежду на то, что хронические болезни можно будет излечивать.

Как врач-гомеопат ставит диагноз?

— Больной должен максимально подробно рассказать, что его беспокоит. Причем важно, чтобы он не ограничился телесными недомоганиями, а рассказал о своем состоянии на уровне эмоций, предпочтений или, наоборот, негативного отношения к каким-то факторам.

Это психические симптомы: к ним относятся страхи, жесткие установки, какие-то сверхценные, а то и вовсе бредовые идеи.

Не случайно в наших справочниках самый большой раздел относится к психике, и значительная часть его посвящена деллюзиям, то есть искажениям восприятия (в буквальном переводе это слово значит «бред»). Врач «взвешивает» весь комплекс симптомов в совокупности и делает выводы.

При этом он учитывает, что первичны все-таки симптомы психические, а телесные — вторичны, иногда они даже мешают правильно наметить лечение. Очень важно правильно собрать анамнез психических симптомов и общих симптомов, с их модальностями…

Что такое модальность?

— Модальностью гомеопаты называют улучшение или ухудшение состояния симптома в той или иной ситуации. Например, головная боль, которая усиливается в тепле, а уменьшается в холоде — это модальность. А у кого-то может быть наоборот. Иногда важно, усиливается или ослабевает симптом в присутствии доктора.

Модальность — комплексный симптом, она учитывает психику и тело. Как и чисто психические симптомы, она тоже имеет приоритет над физическими симптомами. А есть еще необычные, интересные симптомы. Они встречаются редко, но очень значимы.

По важности для выбора лечения гомеопаты ставят их на первое место, даже перед психическими симптомами. Задача врача — подобрать такой препарат, чтобы комплекс симптомов, на которые он действует, был максимально подобен симптомам данного конкретного пациента. Как говорят, подобное лечится подобным.

Тогда с очень большой вероятностью лекарство будет действовать в нужную сторону.

А если оно не действует, то что делать? Или так не бывает?

— Бывает. Если лекарство подобрано не совсем правильно, то оно может не подействовать, или подействовать не в той степени, в которой бы хотелось. Бывает частичное подобие, относительно полное подобие. Если лекарство не действует вообще или действует не в той степени, в которой мы ожидали, то мы ищем другой препарат, более подобный, чем в первый раз.

Правильно ли я понял, что для гомеопатии существует только пациент с его симптомами и лекарство с его симптомами, а болезни, в сущности, никакой и нет?

— Понятием «болезнь» в привычном для нас смысле гомеопатия не пользуется. Это регулирующая терапия: она дает импульс даже не организму, а данному конкретному человеку с данными конкретными симптомами.

Почему не организму? Потому что человек как существо, наделенное душой и духом, не сводится к организму, к телу. Происходит регуляция общего состояния данного человека. Если у него есть резервы, то можно что-то делать. Но бывают ситуации, когда резервов уже очень мало, и надо искать какие-то иные пути.

В частности, у человека могут быть и духовные проблемы, из которых гомеопат как-то помогает больному выйти. Как сказала одна моя пациентка, гомеопатия хороша с молитвой. Человек — целостное существо. Наши дух, душа и тело тесно взаимосвязаны.

Поэтому если симптомы определены правильно и патогенез препарата подобран правильно, сбалансирован, то весьма вероятно, что процесс излечения человека будет направлен в нужную сторону

Как часто надо принимать препараты?

— Это зависит от степени разведения — динамизации препарата. Обычно при хронических заболеваниях принимают от 1 раза в день до 1 раза в месяц. Если острые заболевания, то чаще: от раза в час до раза в день.

Что известно сегодня о механизме действия гомеопатии?

— Исследования показывают, что здесь большое значение имеют свойства воды как растворителя — ее «память». Вода в обычном состоянии состоит не из отдельных молекул, а из больших агрегатов — кластеров.

Благодаря кластерной структуре вода может усваивать информацию, то есть меняет структуру под действием растворенных в ней гомеопатических лекарств.

А на человека гомеопатические лекарства и вода, принявшая их структуру, воздействуют, как сейчас считается, посредством явления биорезонанса.

Из чего делаются гомеопатические лекарства?

— Сейчас используется порядка 1000 веществ: растения, вещества животного происхождения, вещества минеральной природы (минералы, соли, металлы), органопрепараты и так называемые нозоды.

А это что это такое?

— Это препараты, сделанные из выделений больных. Здесь есть спорные моменты: одни врачи нозоды приветствуют, другие отвергают. Раньше нозодов было пять: псоринум, медоринум, люэзинум, карцинозинум и туберкулинум. А сейчас, благодаря известной фирме «Хель», их несколько десятков.

Учитывая, что классических заболеваний очень много, несколько тысяч, эту тему можно развивать до бесконечности. Нозоды не столько сами лечат, сколько действуют как дренажные средства, то есть изменяют «почву», чтобы работали более глубокие, более известные гомеопатические препараты.

(Примечание: Нозоды — это гомеопатические лекарственные средства, которые изготавливаются из культур микроорганизмов, вирусов, секретов или патологических экскретов)

Читайте также:  Холестеринум (Cholesterinum) - снижаем уровень холестерина, все о гомеопатии

Допустим, у человека 15 симптомов. Почему нельзя взять 15 лекарств — на каждый симптом по препарату?

— Во-первых, у каждого человека есть какой-то доминирующий симптом, который его беспокоит больше других, Например, пациента беспокоил легкий зуд. Зуд исчез, больной доволен, но это был не основной симптом.

Во-вторых, такой метод есть, но он — симптоматический (подавление симптома, как в аллопатии, или «лечении противоположным», как назвал обычную медицину С. Ганеман). Его действие очень временное, сиюминутное. Фирма «Хель» использует такие комплексы, состоящие порой из 20 и более препаратов.

Иногда в комплексе даже используют один и тот же препарат, но в разных разведениях, что совершенно непонятно. Симптоматика при этом уходит, как от антибиотиков, но излечение может не достигаться. Тем более не следует покупать в аптеке несколько разных препаратов и принимать их все вместе.

Смысл гомеопатии — не в подавлении, а в обнаружении симптомов и в регуляции общего состояния человека, чтобы симптом уходил естественным путем, постепенно и сам собой.

Но что принимать, скажем, при сильном насморке, если не комплекс от насморка?

— Вполне можно использовать обычную гомеопатию, в частности, препарат репчатого лука, Аллиум цепа, и он довольно эффективно действует, В комплексном препарате не всегда учитывают совместимость, взаимное подавление действия и другие взаимоотношения компонентов. Возможно, симптом и уйдет, но что будет дальше — неизвестно.

Что берется лечить гомеопатия?

— Гомеопатам не рекомендуется лечить две группы заболеваний: онкологию (злокачественные опухоли) и «большую» психиатрию. «Малая» психиатрия, то есть пограничные состояния, хорошо лечатся гомеопатией. Но это не надо абсолютизировать. Есть гомеопаты-онкологи, которые берутся за рак и действительно лечат.

Вероятно, это нужно делать в комплексе с аллопатическими средствами. Случаи излечения есть. В «большой» психиатрии гомеопатия помогает не всегда, хотя эта область тоже перспективна.
Часто удается приостановить развитие миомы и даже вызвать регрессию заболевания, но это делается под постоянным контролем УЗИ. Довольно эффективно лечатся и полипы.

Туя в гранулах и масло туи совместно неплохо справляются с папилломами.

Какие гомеопатические приемы можно использовать самостоятельно?

— Самое простое — лечение ожогов. Обычно при ожогах горячим паром или кипятком рекомендуют сунуть руку или другое обожженное место под холодную воду. Гомеопатия предлагает свой принцип подобия: использовать тепло, тот же пар, но не обжигающий (то есть на достаточном расстоянии, скажем, от кипящего чайника) и на короткое время, на несколько секунд.

Обычно ожоги при этом даже не появляются или проходят гораздо быстрее, чем если вы используете холодную воду. Температуру пара или воды надо определять здоровой рукой: обожженная уже не может адекватно реагировать на температуру. Пар должен греть, но не обжигать, и вода тоже (градусов 40 или чуть больше). Теперь подставьте больную руку и подержите несколько секунд.

Через какое-то время можно повторить. От фурункулов, абсцессов, флегмон рекомендую гомеопатическую серу (сульфур) — по 5-6 крупинок 3-4 раза в день отдельно от еды. Еще более эффективно с той же целью использовать гепар сульфур 12 или 30.

Но если у вас фурункулез, если фурункулы возникают часто, то можно использовать более высокие разведения — раз в неделю принимать гепар сульфур 200.

Как быть здоровым?

— Ганеман считал, что для этого надо быть эмоционально сбалансированным, придерживаться четкой диеты и вести нравственный образ жизни.

Я с ним согласен, но насчет питания думаю, что надо прислушиваться к тому, что хочет наш организм, не забывая о золотой середине. В меру можно есть почти все. Физкультура, водные процедуры и т.п.

— это очень хорошо, но нельзя забывать о приоритетах: самое важное — это духовное, потом душа и на третьем месте — тело. Если здесь дисбаланс, то возникают осложнения со здоровьем.

Источник: http://nurmeev.ru/homeopathy-prayer

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]